Сертификация туристских услуг является одним из важнейших механизмов управления качеством, дающая возможность объективно оценить уровень услуг, подтвердить их безопасность для туристов. Применение сертификации услуг определяет способы и критерии оценки качества своей деятельности и позволяет создать у туристов уверенность в том, что удобства или услуги предоставляются туристу и экскурсанту в рамках четко определённых норм и правил.
В этой связи несколько слов о сертификации. Слово «сертификация» происходит от латинской фразы «certus facere», буквально «сделать что-то безопасным». Она является формой осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов установленным требованиям. Под сертификацией туристских услуг понимается подтверждение со стороны ГУП «Центр сертификации туристских услуг» соответствия реализуемых потребителю услуг требованиям безопасности и качества, установленных в нормативных документах по стандартизации.
Сертификация может носить обязательный и добровольный характер. Цель обязательной сертификации — это подтверждение соответствия реализованных услуг требованиям безопасности жизни, здоровья туристов и экскурсантов, сохранности их имущества, защита окружающей среды. При этом под безопасностью туристской услуги понимаются отсутствие недопустимого риска, нанесение ущерба жизни, здоровью, имуществу потребителя услуги во время совершения им туристского путешествия и в местах пребывания на маршруте, а также не нанесение ущерба окружающей среде и культурно-историческим объектам, в том числе в процессе оказания или потребления туристской услуги. Прохождение сертификации подтверждается сертификатом соответствия.
При всем этом не нужно забывать, что важно не только совершенствование проведение процесса сертификации, но и гармонизация их с международными требованиями, а также чтобы они регламентировали общие для стран – участников международного рынка уточненные требования к деятельности в сфере туристских услуг и сервиса.