Туристический кластер достаточно перспективное направление в современной туристической индустрии. Создание кластера позволяет увеличить валовой региональный продукт в несколько раз. Дело в том, что кластер из своего определения, подразумевает совместную работу различных субъектов турбизнеса, что позволяет увеличить доход от их совместной деятельности.
Туристический кластер– это рекреационная зона, включающая в себя деятельность компаний, объединенных на добровольной основе. Деятельность фирм взаимозависима, поэтому при возникновении проблем в одной фирме, подключаются другие фирмы, для решения возникшей ситуации, так как решение проблем в одиночку не только противоречит сути создания кластера, но и уменьшает доходы всего кластера.
При создании кластеров нужно учитывать факторы инфраструктуры, а также оценить природные и климатические факторы. Создание кластера способно решить ряд задач: улучшение инфраструктуры, усиление экономики за счет увеличение в валовом региональном продукте доли доходов от туризма, улучшение экологической ситуации в регионе.
Для начала необходимо определиться с местом расположения кластера и границами, а также определить центры. Причем центров может быть несколько, лучше чтобы они не конкурировали между собой внутри кластера, а взаимодополняли друг друга. Для определения границ кластера следует изучить регион, выявить какие именно достопримечательности наиболее популярны, а, следовательно, и выгоднее для создания там центров. Определение границ кластера также является важной задачей при создании туристического кластера. Важно понимать, что при определении границ следует учитывать такие факторы как смежность с другими регионами, специфику будущих туристов.
Мировой опыт свидетельствует о том, что создание ТК дает толчок развитию экономически отстающих регионов, привлекая в него поток туристов, которые, за счет потраченных ими на территории кластера денег, развивают экономику региона. Вторым плюсом является привлечение инвестиций и как следствие развитие инфраструктуры на территории кластера. За счет этого сформируются дополнительные рабочие места. Происходит укрепление деятельности производств, фабрик и частных предпринимателей. Появится возможность развить новые отрасли за счет инвестиций и денег, потраченных туристами.