Корректирующие действия в системе менеджмента качества являются ключевыми в деятельности по повышению результативности предприятия.
В любом процессе предприятия могут появляться несоответствия, способные влиять на конечный результат. Несоответствия в системе менеджмента являются выявленными расхождениями между требованиями стандарта или внутренними процедурами организации, и фактическим состоянием, и деятельностью организации. Для устранения причин, вызвавших несоответствие, предприятие проводит необходимые действия в определенные сроки.
В системе менеджмента качества корректирующие действия предпринимаются с целью исключить повтор несоответствия. Тем самым корректирующее действие улучшает деятельность предприятия и способствует его развитию.
Корректирующие действия – это деятельность, которая должна выполняться, чтобы предотвратить повторное возникновение несоответствий или возникновение похожих несоответствий. Корректирующие действия возникают в ходе как внутренних аудитов, так и внешних.
При деятельности организации обнаруживший несоответствия подразделение или персонал обязан прекратить работы и поставить в известность своего руководителя - начальника отдела, который рассматривает несоответствие и информирует высшее руководства. Назначенные для работы с несоответствиями персонал проводят тщательный анализ выявленного несоответствия с целью определения причины возникновения несоответствия. По результатам анализа определяется коренная причина появления несоответствия и могут быть предложены корректирующие действия, гарантирующие исключение повторного появления данного несоответствия для рассмотрения высшем руководством.
Исполнители при возможности немедленно принимают меры по исправлению ситуации путем проведения предложенных и согласованных с руководством корректирующих действий и приведению процесса к соответствию. Принимаемые меры должны быть достаточными для обеспечения установленных правил и требований системы менеджмента качества и удовлетворения потребностей потребителя. Корректирующие действия должны быть адекватными последствиям выявленных несоответствий, соответствовать последствиям проблем.
Ответственность за контроль и проверку выполнения корректирующих действий возлагается на руководителей соответствующих подразделений. Руководитель подразделения, где было выявлено несоответствие, проверяет выполнение корректирующих действий.
Если корректирующие действия оказались не результативными, при повторном обнаружении несоответствий руководством проводится анализ правильности определения причин возникновения несоответствующих услуг и предпринятых корректирующих мер.
Целью устранений несоответствий и проведение корректирующих действий в организации даст повышение эффективности процессов, оценки и совершенствования систем менеджмента качества.