Система менеджмента качества (СМК) - это часть общей системы управления компанией, которая функционирует с целью обеспечения стабильного качества производимой продукции и оказываемых услуг.
Аудит системы менеджмента качества – это деятельность по ее оценке. Оценку система менеджмента качества проводят на соответствие требованиям стандарта или внутренним регламентам организации. В результате получают свидетельства в виде информации, связанной с критериями аудита.
Виды аудитов СМК:
- внутренний аудит проводят аудиторы организации. Применяют для оценки действующей системы менеджмента качества, это аудит первой стороны;
- независимые организации проводят внешний аудит СМК;
- предварительный аудит проводят на этапах разработки СМК, внедрения или для оценки текущего состояния системы. Данный аудит проводит третья сторона;
- сертификационный аудит включает 2 этапа (стадии):
√ этап 1 - аудит оценки готовности, он позволит проанализировать состояние СМК и выявить проблемные области.
√ этап 2 - оценка способности СМК достигать планируемых результатов.
- ресертификационный аудит системы менеджмента качества проводится через 3 года после сертификации;
- дистанционный аудит проводят удаленно;
- аудит по расширению области СМК может быть проведен совместно с надзорным аудитом;
- внеплановый аудит проводится по факту значительных изменений, инцидентов, жалоб или иных нетипичных ситуациях;
- необъявленный аудит проводится без предупреждения, т.е. аудитор появляется на объекте внезапно в течение определенного периода времени;
- комбинированный (комплексный) аудит СМК проводят для отдельно действующих систем менеджмента в рамках одной организации;
- интегрированный аудит проводится для интегрированной системы менеджмента организации, которая объединяет 2 или более стандарта.
Аудит даёт ценную обратную связь и рекомендации по улучшению процессов и управления, также обеспечивает соблюдения законодательства и стандартов. Ведь соблюдение правил и норм является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности.